«Педагогическое мастерство как условие формирования коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории»

 

 

Тема:

«Педагогическое мастерство как условие формирования коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории»

 

 

 

 

Автор: Семёнова Лариса Сергеевна

учитель истории

МБОУ «Цивильская СОШ № 2»

Цивильского района

Чувашской Республики

 

 

 

 Введение.

Актуальность темы.

«Пулей попадёшь в одного, а метким словом  - в тысячу» - говорит военная пословица.

Большая роль речи педагога в постижении молодым поколением законов развития природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений с людьми – факт бесспорный и доказанный многовековым существованием педагогической профессии. Еще со школьной скамьи каждый из нас запомнил образ любимого учителя А.С. Пушкина – профессора нравственного права Царскосельского лицея  А.П. Куницына, который своими страстными речами, обращенными к сердцу и разуму лицеистов, воспитал у них «пламень» высоких гражданских чувств. К. Паустовский, вспоминая своего педагога истории Клячина, особо выделял его умение рассказывать: он «бросал слова, как комья глины» и «лепил ими живые статуи». Воспоминания А.С. Макаренко до сих пор помнят не только слова любимого педагога, но и интонации его голоса, тон, жесты, которыми сопровождались его высказывания. Вспомните и вы своих уважаемых наставников – их голоса, особенности речи, манеру обращаться к ученикам, отвечать на вопросы.  Все в них располагало к общению, вызывало доверие. И вам, конечно же, хочется быть похожим на своих наставников в этом.  

В целом наша педагогическая профессия накопила хороший опыт словесного воспитания. Но за последние десятилетия в общественном сознании прочно укрепились и другие стереотипы речи, коммуникативного поведения  учителя: обязательно громкий голос, назидательный тон, безапелляционность оценок и замечаний, авторитарная манера предъявления требований. Появились даже выражения «говорить учительским тоном», «железные нотки учительского голоса», как правило, сопровождаемые либо резким отрицательным отношением говорящего к этому явлению, либо иронией. Распространение получили и «образцы» не всегда правильной, неубедительной речи педагога (чем успешно воспользовались кинематографисты, создавая штампы в изображении и учителя).

            Современная школа призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризует признание ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на  интересы ученика и перспективы его развития. Учителя школы создают на уроке такую педагогическую ситуацию, которая позволяет ученику самовыразиться, рассказать или доказать что-то и учителям и  остальным участникам коммуникативной деятельности. Тогда ученик оказывается в центре внимания, становясь субъектом речи, с его потребностями, интересами.

Но для того, чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней. Необходимо повышать уровень коммуникативной культуры учителя.

Молодой учитель начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. С чего начать? Казалось бы, знаний полученных в ВУЗе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта, который, как известно, приходит не сразу, а с годами. Таким образом, темой моего исследования стало изучение педагогического мастерства, как условия формирования коммуникативной компетентности у учащихся на уроках истории.

Объект исследования: педагогическое мастерство как условие формирования коммуникативной компетентности у ученика на уроках истории

Предмет исследования – анализ содержания коммуникативной компетентности у учителя  и способов формирования ее у учащихся.

Цель исследования: анализ влияния коммуникативной компетентности учителя на коммуникацию учащихся средствами предмета.

 

 

 

Задачи:

- обобщить и дать критический анализ накопленному в зарубежной и отечественной науке материалу  о коммуникативной компетентности как условию педагогического  мастерства;

- изучить основные умения, навыки и способы  педагогического общения;

- охарактеризовать основные педагогические требования, которые обеспечивают профессиональный рост учителя, его мастерство;

- показать в педагогической практике способы развития коммуникативной компетентности у учащихся средствами предмета и дать краткие выводы по результатам профессиональной деятельности и другие.

 

 

 

 

Раздел I Коммуникативная компетентность как основа профессионального мастерства учителя.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность педагога  - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношения к себя и своей деятельности, к смежным областям и др.) Коммуникативный ( от лат. сommunico – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает в себя умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог. Педагогическое мастерство выражается в совершенном овладении педагогом приемами и методами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

Методы, приемы, средства общения

Каждый педагог, общаясь, выбирает свой индивидуальный стиль. Каждый находит свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От учителя требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.

Распространены три группы методов:

  Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды), представления, понятия), осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами.

Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются их позитивные мотивы.

Вербальные и невербальные средства общения

Специфика профессионального общения предопределяется общими законами передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств общения.

Американский ученый Алберт Мейерабиан отмечает, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%.

 Речь как основное средство педагогического взаимодействия

Произнесите одну ту же пословицу с разными целевыми установками: просто информировать, удивиться или выразить недоумение, посочувствовать или наоборот, позлорадствовать.

В результате одна и та же информация, сообщенная педагогом, может быть воспринята отрицательно, нейтрально или, став фоном, пройти незамеченной.

Если обратиться к работам ученых, исследовавших вопрос о коммуникативных качествах педагогической речи, то можно представить себе некоторую идеальную модель речи учителя. Это, прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризует логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительность, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.

Речь учителя может сделать восприятие информации доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости этой функции в речи учителя говорит и тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенности педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Учитель не только передает школьникам знания, но и формирует у них эмоционально-ценностное отношение к этим знаниям. Регулируя отношения «учитель     ученик», речь выступает как средство взаимопонимания между учителем и учеником. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает свои пожелания; сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест, манера задавать вопросы и получать ответы.

 Техника речи - комплекс навыков в речевом дыхании, дикции, голосообразования, которое позволяет донести до ученика все богатство содержания его слова:

·      неправильное произношение - смех;

·        громкая беседа, неоправданная интонация – надолго отделяют учителя от ученика;

·        не умение дышать при разговоре – появление одышки, покраснение лица, учащение пульса;

·     четкое произношение – профессиональная необходимость;

·     чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить;

Выражение «речь педагога» (синоним – «педагогическая речь», как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса – устные высказывания. Устная речь учителя – это речь, создаваемая педагогом в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи, например чтение вслух параграфа учебника.

Педагогическая речь призвана обеспечить:

А) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками

Б) положительное воздействие педагога на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности

В) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения

Г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Умения педагогического общения.

На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается прежде всего на свою память и воображение. Он должен мысленно восстановить особенность предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, при  этом помнить не только имена и лица воспитанников, но и их индивидуальные особенности, проявляющиеся в их реакциях и поведении. Воображение на этом этапе проявляется в умении ставить сея на место другого человека, т.е. идентифицироваться с ним, видеть окружающий мир и происходящее в рем его глазами. Этап моделирования завершается построением общенческой партитуры – подбором необходимого иллюстративного материала.

Организация непосредственного общения требует владения умением осуществлять коммуникативную атаку, т.е  привлекать к себе внимание. В.А. Канн-Калик отписывает четыре способа привлечения внимания другого субъекта общения: речевой вариант (вербальное общение к учащимся), пауза с активным внутренним общением (требованием внимания), двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.), смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.

На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический контакт с классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимися, создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности, вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.

Управление общением в педагогическом процессе изначально предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке (умение общаться на людях), организовывать совместную с учащимися творческую деятельность, целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов и т.п.

Успешное управление педагогическим общением требует умений распределять внимание и поддерживать его устойчивость, выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения, который бы обеспечивал их готовность к восприятию информации, помогал снимать психологический барьер возраста и опыта, приближал ученика к учителю, анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях, создавать опт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе.

С помощью слова создается психологический климат в классе, преодолеваются личностные барьеры, формируются межличностные отношения, создаются ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание.

Коммуникативные умения учителя-воспитателя структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений навыков педагогической техники.

Перцептивные умения. Воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах  от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности, глубоко поникать в личностную суть других людей, устанавливать индивидуальное своеобразие человека, на основе быстрой оценки внешних характеристик человека, на основе быстрой оценок и манер человека определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека, определять, к какому типу личности и темперамента относится человек, по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или не причастность к тем или иным обстоятельствам, находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом, видит главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспримающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека.

Информационные умения. Обычно их связывают только с непосредственным изложением учебной информации, во время как они имеют место и в способах ее получения. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, т.е. умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.

На этапе непосредственного общения с воспитанниками информационные умения проявляются в способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст, логически правильно построить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение, органично сочетают использование индуктивного и дедуктивного путей изложения материал, формулировать вопросы в доступной Фоме, кратко, четко и выразительно, применять технические средства, электронно-вычислительную технику и средств наглядности, выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков, оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материал с использованием разнообразных методов, перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.

Овладеть искусством речи должен, и может каждый педагог. Не следует забывать тривиальную истину: для того чтобы хорошо говорить, надо много говорить.

Речь педагога должна  обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Педагог несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь педагога рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II Способы формирования коммуникативной компетентности у учащихся средствами предмета (из опыта работы учителя истории).

    Моя методическая тема: Способы развития коммуникативной компетентности у учащихся средствами предмета. Компетентностный подход не является новым и чуждым для российской школы. Работа над ключевыми компетенциями ученика – это путь, которым системы образования в мире в целом пытаются прийти к преодолению разрыва между результатами, как общего, так и профессионального образования и современными требованиями жизни.

Развитие коммуникативной компетентности у учащихся развивает способность у него вступать в коммуникацию с целью быт понятым. Грамотно, красиво, выразительно и эффективно общаться с коллегами и преподавателями (устно и письменно). Ученик учится обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику. Взаимодействуют с учащимися в классе при решении задач, и помогает им. Умеет входить в контакт с незнакомыми людьми.

Приемами и средствами могут быть: объяснение, доказательство,  рассуждение, сравнение обобщение, групповая работа, дискуссии, проблемные задания, игра и т.д.

Позиция педагога во взаимоотношениях со школьниками и в общении с ними исключительно важна. Внимание к каждому ребенку, учет его положения среди школьников и в семье, доброжелательность, терпение, стремление помочь ему, опора на потребности и интересы детей, увлечение их познавательной деятельностью с элементами игры и романтики – все это помогает создать  атмосферу сотрудничества на уроке. Главное для меня на уроке – деятельность самих детей. Образно говоря, учитель не солист и даже не столько дирижер, сколько драматург (или сценарист) и постановщик урока. Я, избегаю приказного тона и затянутого монолога. Извиняюсь в случае собственной ошибки или оплошности. Стараюсь избегать ненужных конфликтов, не допускать педагогической предубежденности и неэтичности, унижения ученика. Стремлюсь обеспечить его положительное самочувствие  удовольствие от познавательной деятельности.

Использую возможность поблагодарить ученика за выполненную работу, подчеркиваю его успехи, не выпячиваю недоработки и просчеты.  Такой стиль ведения уроков характерен не только в работе с сильными, но и со всеми остальными, в том числе и со слабоуспевающими учениками. Такой характер и стиль деятельности и общение педагога с детьми помогает мне оптимизировать сотрудничество, способствует формированию коллективистских и гражданских качеств.

В своей педагогической деятельности я использую общеизвестные методы дидактики.

Однако опыт работы показал, что наиболее эффективными для меня являются проблемно-поисковый метод и метод проблемного изложения, метод диалога.

 «Минута на шум» - очень простой и эффективный прием. После оглашения дискуссионного вопроса микроколлективам внутри класса (не более 5-8 человек) предлагаю минуту (2-3-5) на «шум», т.е. на обсуждение проблемы между собой в группе.

ü   Для развития умения видеть проблему применяю методику «Посмотри на мир чужими глазами». Например: «Составь рассказ о средневековом городе от имени иностранного путешественника, впервые его посетившего», «Расскажи о военном походе киевских князей с позиций народного ополченца или дружинника».

ü   Методика работы с текстом развивает у учащихся умение анализировать, выделять главное и второстепенное. Это умение позволяет учащимся находить факты, доказывающие их точку зрения или подтверждающие их идею.

ü   Для развития способности к суждению использую различные логические упражнения, например: «Проверь правильность утверждений»:

ü    Весьма результативен так называемый прием ПОПС-формулы, который использую на уроках при организации споров, дискуссии. Высказывание ученика должно соответствовать ПОПС-формуле. Таким образом, выступление обучаемого становится более логичным, структурированным, может состоять из двух-четырех предложений и занимает примерно 2 минуты.

В своей деятельности использую как традиционные, так и нетрадиционные формы ведения уроков.

 Современное общество ставит перед школой серьезную задачу – формирование у учащихся и выпускников КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. Одним из средств, в решении данной задачи, является на сегодняшний день – использование ИКТ в образовательном процессе:

· во-первых, это применение интерактивной доски;

· во-вторых, это привлечение мультимедийных презентаций подготовленных как учителем, так и учащимися;

· в-третьих, использование на уроках готовых учебно-методических комплексов, соответствующих учебным программам и образовательным стандартам.

      Кроме того, применение информационно-коммуникационных технологий на уроках истории способствует:

· овладению каждым учащимся знаниями по истории на базовом уровне;

· формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией;

· стимулированию познавательного интереса к предмету;

· осуществлению практической подготовки экзамену в форме тестирования;

· формированию информационной и коммуникационной компетенций.

 Таким образом, информационно-коммуникационные технологи являются подходящим инструментом для пропаганды осмысленного заинтересованного обучения. Это дает возможность учащимся взаимодействовать с базой данных таким способом, который позволяет обучаться под руководством учителя, получать знания в сотрудничестве с одноклассниками. Преподаватель же выступает в роли консультанта.

  ИКТ эффективно могут применяться на всех типах урока и на всех его этапах, т.к. смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности. При подготовке уроков с применением ИКТ большую помощь оказывают Интернет-ресурсы. Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

Активную позицию учащихся легче сформировать через деятельностное освоение изучаемого материала,  когда ученик участвует вместе с учителем в моделировании социальных и исторических явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссии, диалога.

Коллективные и групповые формы деятельности на уроке, не только личная, но и групповая самоорганизация и ответственность, допустимые на уроке элементы совместных действий и даже самоуправление – все это позволяет усилить коллективные начала и увеличить опыт сотрудничества школьников. Для выполнения этих задач использую нетрадиционные уроки. Формы их весьма разнообразны: дискуссии, диспуты; семинары; конференция; имитационные, деловые, сюжетно-ролевые игры; консультации;  практикумы; лабораторные работы.

Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, психологических особенностей. Так, в младших классах (с пятого) с большим успехом проходят уроки-экспедиции. Они дают широкие возможности для формирования у учащихся интереса к историческому прошлому при изучении нового материала.

Известно, что человек запоминает около 10% воспринятого на слух, около 50% того, что видит, и до 90% того, что он делает сам. Если действия сопряжены с воспроизведением или переосмыслением информации, извлеченной из документов, то эта информация будет усвоена более полно. Кроме того, в игре сюжетно-ролевого типа ребята овладевают интеллектуальными и коммуникативными умениями. В 5-6 классах с успехом провожу урок – театрализованную игру (или представление) «Колониальные захваты европейцев», сюжетно-ролевую игру «Совет земли Русской: «остаться в живых - 2011».  В отличие от театрализованного урока, в котором существует довольно жесткий сценарий, а реплики, как правило, заучиваются заранее, в ролевой игре намечается лишь сюжетная канва. Участники такой игры решают поставленную перед ними проблему. Участвуя в таких уроках, дети организуют деятельность, принимая на себя функцию взрослых в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра является первой в хронологическом плане для формирования общественного сознания детей. Немецкий психолог К.Гросс определяет игру «как форму жизнедеятельности и самоусовершенствования молодых существ».

В старших классах использую более сложные формы нетрадиционных уроков: как круглый стол, урок – деловая игра, «Учителем буду я», урок – регламентированная дискуссия, урок-диспут, уроки-практикумы лабораторные занятия, семинары.

Интересно проходят занятия в форме деловой или ролевой игры. Это достаточно сложная форма проведения урока. Проведение деловой или ролевой игры позволяет достичь многих целей: подробно разобрать ситуацию, описываемую в задаче; развивать ораторские способности старшеклассников; учить проявлению объективности, уважительности, корректности к оппонирующей стороне, но самое важное – такие уроки позволяют учащимся проявить свою гражданскую позицию, а мне как учителю помогают увидеть, насколько эта позиция является сформированной.

Деятельность в группах помогает учащимся научиться работать в "команде", развивает личностные качества: умение брать на себя ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты. Ребята научаются сотрудничеству, сотворчеству, в ходе коллективного обсуждения учатся культуре дискуссии, культуре общения, учатся слышать друг друга. При этом ученик понимает, что он может делать маленькие и большие открытия в незыблемом, казалось бы, мире взрослых истин. В итоге он ощущает свою значимость, самоценность как члена небольшого гражданского сообщества. Высшая задача подобных уроков – достижение эффекта саморегуляции.

В 10-11классах мне нравится проводить активные семинары под общим названием «Встречи на Олимпе», или «История России в исторических лицах», на которых  происходит столкновение точек зрения ученых-историков, исторических деятелей различных эпох.

Задачи, которые решаются в ходе такого урока следующие: 1) формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории России; 2) развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса; 3) формирование умений конструирования альтернативных вопросов; 4) развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения исторических личностей. Выступая в роли докладчиков, оппонентов, учащиеся раскрывают деятельность исторического лица, его вклад в историю, историческое значение данной личности. При оценке учащихся учитываются их добавления, заданные корректные вопросы, рецензии и умение вести дискуссию.

Я твердо убеждена, что для воспитания гражданских качеств педагог не должен ограничиваться лишь уроками. Внеурочной деятельности в школе должно быть много. Она должны охватывать как можно  больше школьников. Эта деятельность увлекает детей, сплачивает детский коллектив, развивает у школьников ценностные качества личности.

Каждый ребенок, если он потрудился, хочет, чтоб его труд был оценен.

Я уделяю особое внимание оцениванию деятельности учащихся. Под оцениванием понимаю процесс сравнения настоящих (сегодняшних) успехов (или неуспехов) учащегося с его прежними результатами, а также процесс соотнесения результатов образования с заранее заданными нормами.

Придерживаюсь следующих принципов оценивания уровня подготовки учащихся, развитие их социальных компетентностей:

§     значимость;

§     адекватность;

§     объективность;

§     интегрированность;

§     открытость;

§     ясность.

Считаю, что оценка  должна создавать перспективу, учитывать не только сегодняшний результат, но и потенциальные возможности ребенка обучать, а не только оценивать.

Справедливая, адекватная и выстроенная в соответствии с вышеперечисленными принципами система оценивания не только стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся, но и способствует, на мой взгляд, формированию гражданской ответственности, готовит их к исполнению роли граждан.

Определение критериев из эффективности усилий педагога – весьма сложная задача, прежде всего, потому, что в педагогике, как в любой гуманитарной дисциплине, трудно применить жесткие критерии. Педагог скорее чувствует, чем точно знает, что получилось и что не получилось в его работе. К сожалению, до сих пор его интуиция педагога, его чувства не принимаются в качестве объективных критериев эффективности его деятельности».

 

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

В эпоху компьютерных технологий наши дети потеряли способность грамотно и образно излагать свои мысли на правильном русском языке, от устных рассказов, от семейного чтения книг, и сочинения длинных писем.

Но ведь не надо забывать, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Вот почему я выбрала своей темой именно развитие коммуникативной компетентности у учащихся, т. к. она  развивает способность у ребенка вступать в коммуникацию с целью быт понятым. Грамотно, красиво, выразительно и эффективно общаться со сверстниками и преподавателями (устно и письменно). Ученик учится обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику. Взаимодействуют с учащимися в классе при решении задач, и помогает им. Умеет входить в контакт с незнакомыми людьми.

Для меня   представляет интерес та модель урока,  которая связана с человеческим достоинством ученика и учителя, уважением к истории. Уклад  жизни урока, принимается мною как мини - модель современного общества.

Поэтому при построении урока:

·  учитываю возрастные особенности и возможности гуманистического гражданского становления каждого ребенка;

·  соблюдаю права человека, ребенка с позиции  толерантности, умения вести диалог, терпимости к ошибкам и т. д.;

·  даю возможность каждому участнику высказать собственное суждение, сделать собственные выводы на уроке;

·  принимаю критику.

   Деятельность в группах помогает учащимся научиться работать в "команде", развивает личностные качества: умение брать на себя ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты. Ребята научаются сотрудничеству, сотворчеству, в ходе коллективного обсуждения учатся культуре дискуссии, культуре общения, учатся слышать друг друга. При этом ученик понимает, что он может делать маленькие и большие открытия в незыблемом, казалось бы, мире взрослых истин. В итоге он ощущает свою значимость, самоценность как члена небольшого гражданского сообщества. Высшая задача подобных уроков – достижение эффекта саморегуляции.

Для себя я выделяю следующие результаты работы: создание положительного микроклимата на уроках истории, стремление учащихся к полноценному диалогу и сотрудничеству, их осознанное и активное включение в обмен мнениями; толерантность, принятие позиции другого в качестве особой ценности; возросший уровень активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности; умение принимать ответственность за себя и свое окружение; стремление учащихся  к проявлению индивидуальности; стойкий  интерес учащихся к предмету

Все это позволяет мне сделать следующий вывод: данные приемы, формы работы, технологии по развитию коммуникативной компетентности у учащихся влияют  на рост уровня качества знаний по истории  обществознанию; помогают мне, как учителю продвигаться по лестнице профессионального роста, педагогического мастерства; двигают меня к саморазвитию, совершенствованию в моей профессиональной деятельности.

Результаты не заставляют долго ждать. Так например, мои учащиеся постоянно являются участниками олимпиад, неоднократно занимали призовые места на муниципальном и региональном уровнях. Я, стремлюсь постоянно задействовать учащихся в школьных и районных, окружных конкурсах, научных конференциях по истории. Анкетирование по усвоению исторических понятий и учебного материала показало, что 84% учащихся владеют ими хорошо.

Поступления 4 выпускников из 4 сдававших мой предмет в высшие ученые заведения Москвы и Казани с результатами ЕГЭ по истории на бюджетные места, говорят о высоком уровне знаний учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Абросимова М.Г. Использование информационных и коммуникационных технологий…// Стандарты и мониторинг.2004.№3.

2. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. Монография/Красноярский Гос Университет. – Красноярск, 1998.

3. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства. – М.,2007.

4. Аксенова Э.А. Компетентностный подход к допрофессиональной подготовке школьников в ФРГ.// Стандарты и мониторинг.2004.№2.

5. Андреев П.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа// Педагогика.2005 №4.

6. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России.2004.№11.

7. Боголюбов Л.Н. Компетентностный подход к отбору содержания образования на примере формирования компетенции избирателя.// Стандарты и мониторинг.2004.№2.

8. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика, 2003. №10.

9. Галицких Е. Заманчивей всего и бескорыстное на свете: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре/ А.А. Галицких//Воспитание школьников. – 2003. - №2 – С.31-33.

10. Гера Р.Д. проблема формирования гражданско-правовых компетенций.// Образование в современной школе.2004.№7.

11.Дахин  А.Н.Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?//Стандарты и мониторинг.2004.

12. Зимняя И.А. Ключевые компетентности  как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. 2004.

13. Зимняя И.А. Отражение содержания ключевых социальных компетентностей в текстах действующих ГОС ВПО (теоретико-эмпирический анализ) Проблемы качества образования: Кн. 2. Ключевые социальные компетентности студента. М.: Уфа,2004.

14. Иванов Д.А. Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. – Омск,2003.

15.Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие  реализация. – М., 2002.

16. Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России.

17. Канн-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. – М.2004.