КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Пушкина (Петрова) В. В.

 

КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

 

                Аннотация. Данная статья посвящена обоснованию понятия «коллективное обучение». Автор рассматривает историю возникновения данной технологии, конкретизирует методы  и способы организации уроков иностранного языка с использованием технологий совместного обучения. В работе подчеркивается  важность и необходимость применения групповых форм обучения с целью раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика и активизации его познавательной и речевой деятельности. Приводятся отличия данной технологии от традиционных форм организации учебного процесса на уроке иностранного языка.

                Ключевые слова:  технология, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, малая группа. 

                Технология коллективного обучения или как ее еще называют, обучение в сотрудничестве (cooperative learning)- это такой вид обучения, при котором обучение осуществляется в малых группах. Эта технология представляет гуманистическое направление в педагогике. Без сомнения, она была создана для обеспечения активной совместной деятельности учащихся в рамках разнообразных учебных ситуаций.

Идеология коллективного обучения или обучения в сотрудничестве была разработана и представлена следующими американскими педагогами: Робертом Славиным из университета Джона Хопкинса; Роджерсом Джонсоном и Дэвидом Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Элиота Аронсона из Калифорнийского университета.

                В различных источниках можно наткнуться на отождествление таких понятий, как коллективное обучение, совместное обучение и обучение в сотрудничестве. Суть представленных явлений остается неизменной, это обучение в малых группах сотрудничества, то есть совместная деятельность учащихся для достижения единой поставленной академической цели. Именно так определяют обучение в сотрудничестве его разработчики Д.Джонсон и Р.Джонсон, Р.Славин в США. 

                Иными словами, обучение в сотрудничестве это модель использования малых групп школьников. Учебные задания строятся таким образом, что каждый ученик оказывается взаимосвязанным и взаимозависимым от других членов своей группы, но все же, достаточно самостоятельным для овладения материалом и решения задач. Учителю, в свою очередь, предоставляется возможность обозревания и маневрирования групповой деятельности на уроке. Он может уделить внимание отдельным ученикам или всей группе. Кроме того, в нужный момент сгруппировать учеников, разъяснить непонятные моменты, направить в нужное русло, прочитать лекцию, и т.д. [1].

                В основе технологии коллективного обучения лежит идея создания необходимых условий для совместной, успешной и плодотворной учебной деятельности учащихся. Использование этой технологии позволяет достичь основных целей обучения иностранному языку, а также раскрытию потенциальных возможностей каждого ученика и дальнейшему совершенствованию его умений и навыков.

                Следует понимать, что учеников с одинаковыми способностями не бывает: некоторые, мгновенно усваивают новый материал, буквально "схватывая все на лету", такие ученики легко овладевают лексическим и грамматическим материалом; другим для понимания, осмысления и усвоения темы требуется намного больше времени, зачастую подобные ученики нуждаются в более подробных объяснениях и приведении дополнительных примеров. Такие школьники, чаще всего, стесняются спрашивать непонятные моменты в присутствии других учеников, а иногда, они просто не осознают, что конкретно у них вызывает затруднение, из-за этого, не могут правильно сформулировать вопрос. Из этой ситуации можно найти простой выход, сгруппировав учеников (по 3-4 человека). Затем, следует дать им одно общее задание на всю группу, предварительно оговорив или распределив роли всех учеников. Получается, что возникает такая ситуация, в которой каждый учащийся отвечает не только за свой собственный результат, но и за обще групповой результат. Именно вследствие этого, слабые ученики пытаются разузнать у сильных все затруднительные и непонятные им моменты, а сильные учащиеся, естественно, заинтересованы в том, чтобы каждый член группы разобрался во всех тонкостях темы/проблемы/материала. Это означает, что сильный ученик, помогая слабому, может проверить собственное понимание темы, дойти до его сути. Отсюда следует, что общая внутригрупповая работа способствует ликвидации пробелов в знаниях. В этом и заключается общая идея обучения в сотрудничестве.

                Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и во много раз эффективнее. Важным фактором является то, что это касается не только академических успехов учеников, но и их интеллектуального и нравственного развития [4]. В мировой педагогике коллективное обучение признается успешной альтернативой традиционным приемам  обучения.

                Перечислим некоторые варианты реализации коллективной технологии обучения.

1. Student team learning. Или сокращенно STL, что переводится как «обучение в команде». В данной технологии большое значение придается целям всей группы и достижению ее успеха. Как только учитель объяснит новую тему, ученики получают обще групповое задание для закрепления материала, где задания распределяются между всеми участниками. Они объясняют выполнение своего задания всей группе. Затем, после завершения работы всех группах учитель, с целью проверки понимания и усвоения новой темы, раздает индивидуальные тесты.

2. Jigsaw. Этот подход к организации обучения в коллективе был разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 г. В отечественной педагогической практике этот подход известен под названием "пила". Учащиеся группируются по 4-6 человек для работы над учебным материалом, разделенным на смысловые части. К примеру, при работе над  такой темой  как «Биография писателя», выделятся подобные подтемы: детство, юные годы, творчество, мировое значение и т.д. Каждому члену группы предстоит найти материал по своей части. После чего, учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но являющиеся представителями разных групп устраивают встречу «экспертов» для обмены информацией. Далее, по возвращении в свои команды, они обучают всему новому, что узнали сами, друг друга.

3. Learning Together. Данная технология «учимся вместе» была разработана Дэвидом Джонсоном и Робертом Джонсоном в университете  штата  Миннесота  в  1987  году. В классе формируются группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является  составляющей частью общей темы. Например, если общая тема работы «Travelling», то каждой группе можно дать задание подготовить свою часть темы: -by air, -by train, -by bus. Внутри групповая, а так же обще групповая совместная деятельность способствуют усвоению общей темы.

                Разработчики данной технологии выделили следующие отличия от привычных форм организации учебной деятельности:

·         взаимозависимость всех членов группы;

·         личная заинтересованность каждого члена группы в собственном  успехе и успехе своих товарищей;

·         совместная учебная, познавательная, творческая и другие виды деятельности учащихся в группе;

·         социализация деятельности учащихся в группах;

·         общая оценка работы группы.

                                                                                                                                                                                                             

                Полат Е.Н к преимуществам групповой формы деятельности относит следующие факторы:

·         поскольку над одним заданием работают несколько человек, это значительно уменьшает шанс упустить важные моменты;

·         групповая работа повышает процент принятия верного решения и избежания неверного;

·         в процессе совместной работы у учащихся формируются такие качества, как терпимость, готовность следовать общим интересам, разделять и признавать мнение других, честно вести дебаты [2].

                Данная технология основана на таких принципах, как:

·         одна награда на группу/команду;

·         персональная ответственность каждого ученика;

·         для достижения успеха каждый имеет равные возможности.

                При организации сотрудничества на уроках иностранного языка необходимо следовать таким требованиям, как:

·         создание условий совместной деятельности;

·         учет психолого-педагогических особенностей данного возраста при формировании групп;

·         психологическая совместимость участников группы;

·         постановка конкретной учебно-познавательной задачи для группы;

·         распределение социальных ролей в группе [3].

Учиться вместе не только проще и увлекательнее, но и существенно эффективнее. Немаловажно то, что данная результативность касается не только академических успехов, но умственного и нравственного развития учащихся. Обучаться совместно, не просто выполнять что-то вместе, вот в чем состоит идея данной технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1.Николаева Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Дис.канд.пед.наук. / Николаева Т.М;  – М.,1972. – 236 с.

2.Полат  Е.С. О технологии  обучения  в  сотрудничестве. [Электронный  ресурс]. Режим  доступа : www.fralla.nethouse.ru/articles/20150 

3. Савченко Н.А. Новые педагогические технологии на уроках иностранного языка. Обучение в сотрудничестве [Электронный ресурс].– Режим доступа: www.ioso.ru/distant/library/publication/lessontech.htm

4. Хаимова Е.М. Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка в средней школе как средство гуманизации образовательного процесса. / Хаимова Е.М //Английский язык. –2007. №13. С. 5-8.