Эффективное применение набора функций документ-камеры

Эффективное применение набора функций документ-камеры

в начальной школе

 

Елёхина Е.П., учитель начальных классов

 

Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.
         Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся, а для учителей становятся нормой работы. И это относится не только к обучению детей в старших классах, но и к обучению учащихся начальной школы. 

Дети младших классов особенно нуждаются во внедрении инновационных компьютерных технологий в обучающий процесс. При использовании ИКТ на уроках повышается уровень коррекции познавательной сферы и речи, уровень общего развития, происходит восполнение пробелов предшествующего развития и обучения,  идет подготовка к восприятию трудных тем учебной программы. Подбор педагогом учебного материала с помощью ИКТ открывает новые возможности в образовательном процессе детей. Для них важно все увидеть, понять, что? откуда? и зачем? Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
         Уроки с использованием инновационных компьютерных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста в частности, длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок, захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические уроки. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
         Мне хотелось бы обратить более пристальное внимание учителей на замечательный инструмент - документ-камеру,  который способен превратить любой урок в творческий созидательный процесс, дающий возможность придерживаться принципа интерактивности, наглядности, универсальности и уникальным образом поддерживать двусторонний диалог учителя и ученика.

Когда документ-камера поступила в мой класс, первые мои вопросы были: что это и как с этим работать? Стала разбираться с теорией, прочитала инструкцию и практически сразу же начала её использовать. И на сегодняшний день она стала такой же необходимой на уроке, как мел и доска.

Документ-камера  предназначена  для получения, сохранения, визуализации на масштабном экране и трансляции в режиме реального времени изображений, полученных с нецифровых носителей информации. Она представляет собой специальную камеру на раздвижном или гибком штативе. Это одновременно и кодоскоп, и сканер, и видеокамера. Управлять  документ-камерой очень просто: достаточно подсоединить USB-кабель к компьютеру или проектору и можно работать.

Кусок каменной породы, страница книги, газеты, муравей, бабочка, фотография, иллюстрация,  график, захватывающая демонстрация  опытов и визуализация уникальных текстов и гравюр – с помощью документ-камеры всё это, как никогда, становится максимально доступным, наглядным, повышает интерес учеников к рассматриваемой теме и способствует прогрессирующему качеству современных уроков.

В первом и во втором классах очень актуальным является вопрос о правильном ведении тетрадей, работа над каллиграфией тоже не завершена. Предлагая детям образец аккуратно выполненной работы (из числа работ хорошо успевающих учащихся), можно дать детям возможность оценить положительный пример деятельности их одноклассников, сформировать адекватную самооценку работы на уроке.

Документ-камера помогает детям по показу учителя сориентироваться в задании учебника, позволяет вывести на экран любой текст  для чтения вслух всем классом, демонстрировать прописывание букв, проверку и другие виды работы в онлайн-режиме.

Под объективом документ-камеры  можно проверить домашнюю работу, если у кого-то возникли трудности при её выполнении. Ученик выходит с домашней тетрадью, помещает её в поле зрения объектива камеры и объясняет решение. При этом все учащиеся класса принимают участие в обсуждении оформления работы, предложенного способа выполнения, могут предложить другой способ решения. Также могут и оценить выполнение задания.  

Удобно использовать документ-камеру и при устном счёте, словарной работе, проверке домашнего задания, работе в парах и в группах. Все учащиеся класса видят работу, могут согласиться с выполнением, задать вопросы, предложить другой способ решения.

 Главное преимущество документ-камеры – возможность демонстрации мелких объектов большому количеству зрителей одновременно- можно использовать на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства (рисование, шитьё, вышивание, лепка).

При проведении внеурочных занятий с младшими школьниками использование документ-камеры может принимать самые разнообразные формы: от демонстрации образцов материалов - до создания простых анимационных фильмов. Таким образом,  документ-камера также может служить средством развития творческих способностей учащихся.

Это, конечно, неполный перечень возможностей документ-камеры. Я уверена, что любой учитель найдёт множество способов использования документ-камеры как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Несомненно, что использование этого инструмента является актуальным как в первом, так и во всех последующих классах начальной школы, а также при работе с учащимися среднего и старшего звена. С удовольствием продолжу знакомиться и дальше  с новыми  возможностями документ-камеры. Уверена, возможности, доступные при использовании документ-камеры, позволяют учителю реализовывать в более полном объёме требования ФГОС.