Формирование национального самосознания посредством народного творчества. Носова Е.В.

Формирование национального самосознания посредством народного творчества

 

                                        Е.В.Носова, учитель чувашского языка и литературы

      Одна из важнейших ценностей воспитания и образования - формирование полноценной личности.  Особое место в своей работе  уделяю проблеме нравственности, духовности, формированию национального самосознания. Сегодня проблема формирования национального самосознания является одной из актуальнейших педагогических проблем. Чувство личности, человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Первые шаги в освоении национальной культуры и духовных ценностей начинаются в школе со знакомства с языком, традициями, историей родного края, народным творчеством. Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе миру. Стараюсь приобщить детей к культурным ценностям своего народа. И одной из этих ценностей является национальная вышивка, которая отличается от вышивок других народов точностью, миниатюрностью, сложностью, которая до сих пор сохранила свои особенности. Вышивка является одним из основных видов чувашского народного искусства, самым прекрасным из эстетических сокровищ, созданных чувашским народом. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути. А сегодня чувашская вышивка известна всему миру.   Именно, в орнаментах чувашской вышивки отражаются мировоззрение, миропонимание, мировосприятие нашего народа.

      Вот уже с 2008 года в нашей школе работает кружок чувашской вышивки «Асамлǎ эреш- Волшебный узор» , куда с удовольствием ходят учащиеся, которые очень  хотят овладеть секретами  вышивки. В процессе освоения этого непростого дела у них возникает немало вопросов. На занятиях дети исследуют систему образов, роль цвета. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, кругозор.

 

Вышивка выполняет не только эстетическую функцию в воспитании, но и развивает логическое мышление.

     Участники этого кружка принимают активное участие в различных  творческих конкурсах, проводимых в школе, районе, республике и показывают хорошие результаты, часто устраивают выставки для родителей и гостей школы. Работы кружковцев становятся украшением любого мероприятия. Работы, выполненные нашими мастерицами, стали украшением и при открытии Чувашского кадетского корпуса.

       Учащиеся активно занимаются научно – исследовательской работой.  В 2018 году учащиеся стали участниками Республиканского проекта  «Лица Чувашии», проводимого Республиканским культурно-выставочным центром «Радуга», который реализовался  на средства гранта президента  Российской Федерации. Ученик 6 класса Казаков Роман стал дипломантом Республиканского мультимедийного конкурса «Мой народ - моя гордость» с работой «Евгения Жачева. Чувашская письменность в узорах». Работа вошла в методический мультимедийный  сборник для учителей. В 2019 году ученицы 6б класса Матвеева Дарья, Еремеева Виктория, Разумова Анна стали призерами Республиканского конкурса «Мой чувашский сувенир», проводимого этноэкологическим комплексом «Ясна». Призом для девочек стало бесплатное участие в гостевой программе комплекса «Ясна».

      Мне хочется, чтобы дети через искусство народа постигали его мудрость, уклад жизни, многовековую историю, ведь  в народное творчество вложена душа народа. Изучение произведений прикладного искусства воспитывает бережное отношение и уважение к национальной культуре.