Программа работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиаде по ОБЖ. Дмитриева А..Л.

Программа

Одаренные дети

(работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности)

Разработчик программы: Учитель физической культуры и ОБЖ  высшей квалификационной категории ДмитриеваА.Л. 

  

Пояснительная записка.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны.

Важную роль в ее решении играет система образования. В законе Российской Федерации «Об образовании» указано на то, что необходимо развивать творческие возможности одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общества. Активный поиск и развитие одаренных детей должно стать одним из основных направлений системы образования.

Предметные олимпиады школьников являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам, которая способствует подготовке учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции. Они решают задачи, связанные с выявлением одаренных детей, повышением эффективности обучения, формирования активной личности, творческих способностей учащихся.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности школ . Одаренным детям предоставляется широкая возможность участвовать в различных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, проектах, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме  через сайты  интернета.

В рамках подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников на базе МБОУ «Цивильская СОШ №2»  организована работа с одаренными детьми по «Основам безопасности жизнедеятельности». Особенность программы  заключается в стремлении развить логическое мышление и действия ученика в нестандартных ситуациях. В ней предложены  вопросы и ситуации, на которые надо особо обратить внимание на олимпиадах всех уровней.

Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений.

Цели прогр аммы:

1.             Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки талантливых детей через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

2.             Создать устойчивую систему работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы на основе инновационных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.

3.             Подготовка к Олимпиаде по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

 


 

Задачи программы:

1.Совершенствование знаний, умений и навыков теории и практики предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

2. Развитие творческого и познавательного потенциала одаренного ребенка, его коммуникативных способностей.

3. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Содержание программы направлено на освоение обучающихся знаний, умений и навыков, предусмотренного положением  Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.

Ожидаемые резу льтаты:

·        повышение качества образования по ОБЖ;

·        формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

·        обеспечение участия в различных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях и спортивных соревнованиях.

·        подготовка победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников  по ОБЖ;

План мероприятий по программе работа с одаренными детьми

по подготовке к ВОШ 

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с уч ащимися

Разработка образовательной программы с одаренными детьми по «Основам безопасности жизнедеятельности»

август

учителя-предметники

1

Пополнение банка данных школы 5-11 класс «одаренный ребенок» по направлениям

сентябрь

 классный руководитель

2

Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год

сентябрь

 классный руководитель

3

Проведение школьного этапа ВОШ по всем предметам:

октябрь

учителя-предметники

4

Проведение муниципального этапа ВОШ  по учебным предметам

ноябрь-декабрь

учителя-предметники

5

Участие в районных научно-исследовательских конференциях

в течение го да

учителя-предметники

6

Участие в олимпиадах

в течение го да ода

учителя-предметники

7

Участие в  конкурсах

в течение го да

учителя-предметники

8

Поощрение о даренных учащихся по итогам  ВОШ «Звездный олимп»

февраль

администрация

9

Поощрение о даренных детей  по итогам года  «Школа зажигает звезды»

май

администрация

Работа с учителями

1

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

-олимпиады по предметам,

-разработки интеллектуальных мероприятий,

- диагностические материалы по работе с одаренными учащимися

в течение года

учителя-предметники, классный руководитель

2

Приобретение учебно-методической литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

в течение года

учителя-предметники, классный руководитель, администрация

3

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

сентябрь

администрация

Совет школы

4

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми

в течение года

администрация

5

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми:

в течение года

администрация, учителя -предметники

6

Расширение истемы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

В течении года

Преподаватели дополнительного образования

Работа с ро дителями о даренных дете й

1

Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся:

-собеседования школьного психолога с, родителями;

-определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям

-привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования

в течение года

педагог-психолог, учителя -предметники

2

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей «Чествование лучших учащихся»

май

администрация

 

 

Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Состоит из практического и теоретико-методического заданий.

Практические задания  включают в себя  ситуационные задачи по выполнению приемов оказания первой помощи, по выживанию в условиях природной среды, по ориентированию на местности, по организации жизнеобеспечения в условиях вынужденного автономного существования, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, по о новам военной службы.

Теоретико-методические задание  включает следующие разделы: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях,  государственная система обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность

 

Тематический план

 

 

№ п/п

Содержание про граммного материала

Кол-во часов

1

2

3

 

Раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»:

10.

1

1.Обсуждение режима и плана работы группы, вводный инструктаж.

1

2

1.Основы здорового образа жизни

2.Ситуационная задача

1

3

Безопасность на улицах и дорогах (в  части, касающейся  пешеходов велосипедистов)

2.Ситуационная задача

2

4

1.Безопасность в бытовой среде (основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами идр.)

2.Ситуационная задача

1

5

1.Безопасность в природной среде

2.Ситуационная задача

1

6

1.Безопасность на водоемах

2.Ситуационная задача

1

7

1.безопасность в социальной среде (в криминогенных ситуациях и при террористических актах)

2.Ситуационная  задача

2

 

Раздел 2. «Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях»

32

8

1.Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре

 2.Ситуационная  задача

5

9

1.Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера 2. итуационная  задача

5

10

1.Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного          характера

2.Ситуационная  задача

5

11

1.Использование  средств индивидуальной коллективной защиты;

2.Ситуационная  задача

3

12

1.Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и при эвакуации

2.Ситуационная  задача

2

13

1.Государственная система обеспечения безопасности населения 2.Ситуационная  задача

1

14

1.Единая госу дарственная система пре дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и система гражданской оборо ы

2.Ситуационная  задача

2

15

1.Безопасность и защита от опасностей, возникающих при ведении

 

военных действий или вследствие этих действий

2.Ситуационная  задача

3

16

1.Мероприятия по защите населения от чрезвычайных с итуаций мирного и военного времен

 2.Ситуационная  задача

2

17

1. Государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан

2

18

1.Правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;

2.Ситуационная  задача

2

 

Раздел 3. «Основы  обороны  государства  и  воинская  обязанность»

10

19

1.Основы  обороны  государства  и  воинская  обязанность 2.Ситуационная  задача

2

20

1.Вопросы  государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, вооруженные силы России в структуре государственных институтов

2.Ситуационная  задача

2

21

1.Военно-историческая  подготовка   (военные реформы истории  Российского государства, дни воинской славы в истории России 2.Ситуационная  задача

1

22

1.Военно-правовая подготовка ( правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, пр вовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина

2.Ситуационная  задача

3

23

1.Государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации.

2.Ситуационная  задача

2

24

Раздел 4. Пе вая медицинская помощь

4

25

Раздел 5. Топография и ориентирование

4

26

Раздел 6. Жизнеобеспечение человека

4

27

Раздел 7. Правила дорожного движения

2

28

Раздел 8. Туризм

2

 

 

Методическое у казание

 Самый оптимальный вариант подготовки к муниципальному, республиканскому и Всеросийскому этапам олимпиады по ОБЖ– это система учебно-тренировочных сборов, во время которых для работы со ш ольниками необходимо привлечение специалистов: сотрудников пожарной части, ВДПО, сотрудников ГИБДД, медицинских работников и учителей –преметников. При подготовке школьников к теоретико-методическому конкурсу необходимо формировать систему знаний использую учебники, учебные пособия, как для школ, так и д ля вузов. Для оценки уровня теоретической подготовки можно использовать задания и тесты  предыдущих олимпиад, но при этом учить школьников размышлять при ответе на вопросы, а не м ханически заучивать ответы тестовых заданий.  Целесообразно провдить  в перой половине дня теорию, а затем практические задания.

 

Использование учебной литературы и Интернет-ресурсо в при подготовке школьников к Олимпиаде

                    

 

Основная литература:

 

Автор/авторский

Наименование

Класс

 

Наименование из дателя (ей)

коллектив

учебника

 

 

 

учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

Виноградова Н.Ф.,

Основы безо пасности

5 - 6

 

ООО

«Издательский

центр

Смирнов Д. В.,

жизнедеятельности

 

 

«ВЕНТАНА-ГРАФ»

 

Сидоренко Л. В.,

 

 

 

 

 

 

Таранин А.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виноградова Н.Ф.,

Основы безо пасности

7 - 9

 

ООО

«Издательский

центр

Смирнов Д. В.,

жизнедеятельности

 

 

«ВЕНТАНА-ГРАФ»

 

Сидоренко Л. В.,

 

 

 

 

 

 

Таранин А.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ким С.В.,

Основы безо пасности

10-11

 

ООО

«Издательский

центр

Горский В. А.

жизнедеятельности

 

 

«ВЕНТАНА-ГРАФ»

 

 

(базовый уро вень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная л итература:

 

 

 

 

 

Федеральные законы:

 

 

 

 

 

-  Федеральный

конституционный    акон

от   30

января

2002   года  

1-ФКЗ

 

«О военном положении»

 

-  Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

 

-  Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»

 

-  Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

 

-   Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

 

-   Федеральный закон от 26 февраля 1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке

 

и   мобилизации в Российской Федерации»

 

-  Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

 

-  Федеральный закон от 9 февраля 2000 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»

 

-   Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

 

- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

-  Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

 

-  Федеральный закон от 31 мая1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»

 

-  Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»

 

-  Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих»

 

-  Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

 

-  Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»

 

-  Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О борьбе с терроризмом»

 

-   Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»

 

-   Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

 

Постановления Правительства РФ:

 

-    Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719

 

«Об утверждении Положения о воинском учете»

 

-    Постановление Правительства Российской Федерации  от 25 апреля 2012 г. № 390

 

«О противопожарном режиме»

 

-    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 де абря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

-    Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1007

 

«О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

 

-    Постановление Пр авительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об обучении в области ГО»

 

-   Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547

 

«Оподготовкенаселениявобластизащитыотчрезвычайныхситуацийприродного

 

и   техногенного характера»

 

-    Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»

 

-    Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»


Рекомендуемые интернет-ресурсы:

 

1.      http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация

 

о   подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях)

 

2.      http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе,

 

имеется также архив статей)

 

3.      http://vserosolymp.rudn.ru/ Методический сайт всероссийской олимпиады школьников.

 

4.      http://mil.ru/ официальный сайт Министерства обороны РФ

 

5.      https://мвд.рф/ официальный сайт Министерства внутренних дел РФ

 

6.      http://www.mchs.gov.ru/ официальный сайт Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

 

7.    https://www.gost.ru/portal/gost/         официальный        сайт         Федерального        агентства

 

по техническому регулированию и метрологии

 

8.      http://rb.mchs.gov.ru/ Межведомственная информационная система по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения и проблемам преодоления последствий радиационных аварий