Образовательная (модульная) программа по формированию экологической компетенции учащихся, Петрова Ю.В., учитель географии МБОУ "Цивильская СОШ №2"

Образовательная (модульная) программа по формированию экологической компетенции учащихся.

 

Пояснительная записка

Проблема экологического образования и природоохранного воспитания школьников приобретает сегодня особое значение.

Экологическое образование – педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.

В современном экологическом образовании приоритетным становится свободное творческое развитие личности. Необходимо формировать у учащихся цельный интегрированный взгляд на мир, вырабатывать научный образ мышления, ребятам представление о Земле как едином организме, в котором все взаимосвязано.

Экологическая направленность реализуется через  содержание образовательного процесса и воспитательную работу. При этом экологическая составляющая – системообразующий фактор образовательной программы.

Основная цель экологического образования и воспитания – формирование у школьников экологической компетенции как одной из ключевых, системных компетенций, лежащей в основе экологической культуры личности, выражающейся в наличии взаимосвязанных качеств (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых:

  • для качественной, продуктивной деятельности в сфере взаимодействия с природой, окружающим миром, их сохранного пользования;
  • самостоятельного приобретения и развития нового знания, образования, самообразования и саморазвития в вопросах взаимодействия систем «человек» и «природа».

Данная программа рассчитана на обучающихся уровня основного общего образования

 

Основные характеристики образовательной программы по формированию экологической компетенции учащихся.

 

Цель программы: создание необходимых организационно-педагогических условий формирования у школьников экологической компетенции как одной из ключевых, системных компетенций личности, лежащей в основе ее экологической культуры.

Задачи программы:

·         формирование мировоззрения, основанного на понимании единства и взаимосвязи природы и общества;

·         воспитание гражданственности и патриотизма, нравственных, этических и эстетических качеств личности и формирование на этой основе ответственного, бережного отношения к родной стране, республике, району, городу, их природе, высокой культуры общения с ней;

·         выработка практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств;

·         привлечение школьников к различным видам творческой и исследовательской деятельности в области экологии и защиты окружающей среды;

·         пропаганда здорового образа жизни.

Структура содержания программы:

1.      Изучение теоретических основ и закономерностей явлений природы в процессе учебной деятельности.

2.      Учебно-воспитательная работа во внеурочное время, включая различные формы общественного детского движения экологической направленности.

3.       Массовая и агитационная работа с жителями города.

4.      Работа по благоустройству природных территорий.

5.      Экскурсии с целью изучения природы родного края.

6.      Эколого-просветительская деятельность.

7.      Исследовательская работа по изучению объектов природы и природных экосистем.

8.      Природоохранная деятельность.

 

Основные направления содержания образовательной программы по формированию экологической компетенции учащихся.

 

Модуль 1. Изучение теоретических основ и закономерностей явлений природы в процессе учебной деятельности.

Модуль 1.1. Естественнонаучные дисциплины:

  • формирование элементарных знаний:

- о растениях, животных, воде, воздухе, почве, их значении для жизни человека и мерах защиты окружающей среды от загрязнения бытовыми и промышленными отходами;

- о возможности рационального использования природных ресурсов;

  • формирование понятий о биосфере, популяции, биоценозе, экосистеме;
  • изучение закономерностей и явлений, происходящих в природных комплексах, трофических связях, влияния деятельности человека на скорость и темпы перемещения химических элементов в природе;
  • ознакомление учащихся с гигиеническими аспектами охраны окружающей среды, особенностями формирования психики человека в условиях научно-технического и социального процесса, проблемами рационального питания, охраны здоровья и защиты от вредного влияния внешних факторов среды;
  • изучение взаимосвязи природы и общества;
  • переход от изучения местных и национальных экологических проблем к проблемам, присущим другим странам, и затем к глобальным природоохранным проблемам;
  • изучение структуры, образования и распространения вредных соединений в антропогенных средах;
  • объяснение влияния различных химических веществ на растения, животных и человека, формирование представлений о способах восстановления равновесия природе и путях усовершенствования технологических процессов на химических предприятиях с целью защиты окружающей среды от загрязнений;
  • формирование знаний:

- о причинах запыления воздуха и воды;

- об опасности шумового загрязнения;

- об источниках экологической опасности;

- о вредном воздействии на организм ультрафиолетовых лучей, повышения радиоактивного фона в природе.

Модуль 1.2. Предметы общественного (гуманитарного) цикла:

  • формирование представлений:

- о глобальных проблемах современности, в т.ч. экологических;

- формах общественно-политической деятельности экологической направленности;

  • расширение и углубление знаний о юридических аспектах экологических проблем.

Модуль 1.3. Предметы художественно-эстетического цикла:

  • знакомство учащихся с нравственными аспектами общения человека с природой;
  • формирование эстетического отношения к природе при помощи художественных произведений, в которых природа является главным объектом изображения или элементом композиции.

Модуль 1.4. Возможные дополнительные элективные курсы:

  • «Экологические проблемы Чувашской Республики»;
  • «Экологическая ситуация в России»;
  • «Проектирование дизайна сельского двора»;
  • «Красная книга Чувашии» и др.

 

 

Модуль 2. Учебно-воспитательная работа во внеурочное время:

  • разработка программ элективных курсов экологической направленности или тематики;
  • разработка и реализация коллективных и индивидуальных творческих и научно-исследовательских проектов по экологической тематике;
  • организация работы кружков экологической направленности;
  • разработка и проведение классных часов по проблемам охраны природы;
  • использование на уроках и во внеурочной деятельности проектных, исследовательских, здоровьесберегающих, информационных и других технологий.

 

 

Модуль 3. Массовая и агитационная работа с учащимися, родителями, учителями, жителями города:

  • экологические праздники:

- «День птиц»;

- «День Земли»;

- «День воды»;

- «День чистого воздуха»;

- «Всемирный день охраны окружающей среды»;

- «День российского эколога»;

  • дальнейшее развитие детского экологического движения в школе и городе;
  • викторины на знание краеведческого материала;
  • ролевые и деловые игры, познавательные игры:

- «В гостях у леса»;

- «Зоологический КВН»;

- «Знатоки природы»;

- «Природа и здоровье человека»;

- устные журналы;

  • заочные путешествия по заповедным местам и привлекательным с экологической точки зрения уголкам страны, республики, района, прилегающих к городу окрестностей;
  • конкурсы творческих работ учащихся: стихов, сочинений, рисунков, плакатов, фотографий, экологических проектов.

 

Модуль 4. Работа по благоустройству природных территорий:

  • формирование навыков по уходу за комнатными растениями;
  • формирование навыков по уходу и выращиванию декоративных растений на пришкольной территории;
  • формирование практических общетрудовых умений и навыков по выращиванию сельскохозяйственных растений на учебно-опытном участке.

 

Модуль 5. Экскурсии с целью изучения природы родного края:

  • проведение фенологических наблюдений в природе;
  • знакомство с многообразием видов растений и животных родного города;
  • изучение экологического состояния природных объектов и экосистем своей местности;
  • оформление экологической тропы, экологического музея школы.

 

 

Модуль 6. Эколого-просветительская деятельность:

  • организация семинаров и конференций по проблемам экологии;
  • проведение экологических чтений для учащихся и родителей «Экологические проблемы нашего города»;
  • издание плакатов, газет экологической тематики;
  • оформление стендов с информацией об особо охраняемых природных территориях, редких животных и растениях;
  • участие в научно-практических конференциях по экологическим проблемам;
  • участие в работе по созданию школьного экологического музея.

 

 

Модуль 7. Творческая и исследовательская работа по изучению объектов природы и природных экосистем:

  • выбор объекта для исследования;
  • изучение литературы, сбор необходимой информации;
  • освоение методов сбора и обработки результатов;
  • визуальное обследование объекта:

- фотографирование;

- составление карт-схем;

- определение видового состава растительного и животного мира;

- описание экологического состояния;

  • проведение исследований;
  • анализ результатов, разработка природоохранных мероприятий;
  • разработка «Экологической тропы»;
  • литературное оформление работы (сочинения, доклады, рефераты, проекты).

 

Модуль 8. Природоохранная деятельность:

  • работы по восстановлению естественных растительных сообществ:

- посадка деревьев и кустарников на природных территориях и пришкольном участке;

- уборка родников вблизи города;

  • изготовление кормушек, организация подкормки птиц в зимнее время;
  • изготовление и развешивание искусственных гнездований для птиц;
  • участие в городских, районных, республиканских экологических акциях;
  • участие в мероприятиях по улучшению экологической обстановки города.

 

 

Содержание:

1.      Пояснительная записка

2.      Основные характеристики образовательной программы по формированию экологической компетенции учащихся.

3.      Основные направления содержания образовательной программы по формированию экологической компетенции учащихся:

Модуль 1. Изучение теоретических основ и закономерностей явлений природы в процессе учебной деятельности.

Модуль 2. Учебно-воспитательная работа во внеурочное время.

Модуль 3. Массовая и агитационная работа с учащимися, родителями, учителями, жителями города.

Модуль 4. Работа по благоустройству природных территорий.

Модуль 5. Экскурсии с целью изучения природы родного края.

Модуль 6. Эколого-просветительская деятельность.

Модуль 7. Творческая и исследовательская работа по изучению объектов природы и природных экосистем.

Модуль 8. Природоохранная деятельность.